Именно так, как указано в названии, звучит вопрос, который обсуждают в медицинских кругах коллеги-соотечественники. Тем временем, если бы мы перевели этот вопрос дословно на английский язык, то вряд ли были бы корректно поняты англоговорящими коллегами. Для них спор выглядит иначе: агонисты или антагонисты, что выбрать?
Действительно, в профессиональном общении мы привыкли употреблять определение «короткий» применительно к протоколу с антагонистами, в то время как длинным протокол с антагонистами не может быть по сути. То есть, говоря «короткий протокол», мы впадаем в логическую ловушку, имея в виду исключительно протокол с антагонистами. Мне хотелось указать на эту понятийную разницу, которая может вызвать путаницу. Тем временем оставим форму вопроса в более привычном для нас варианте и поговорим о выборе между протоколом с агонистами и протоколом с антагонистами в рамках современных представлений.
В 1977 году Эндрю Шалли был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся выработки пептидных гормонов». Именно с этого момента началась эпоха применения аналогов гонадотропин-рилизинг гормона.
Нужно сказать, что в первое время было создано большое число молекул как агонистов, так и антагонистов гонадотропин-рилизинг гормона. Но прижились в медицинской практике первоначально только агонисты. Полученные молекулы антагонистов обладали крайне коротким периодом полувыведения и достаточно большим числом гистаминоподобных побочных эффектов, применять в клинической практике их было нельзя. Именно поэтому раньше появились длинные протоколы.
Десенситизация гипофиза нужна в рамках проводимой стимуляции для того, чтобы избежать собственных паразитарных пиков лютеинизирующего гормона в ответ на возрастающий уровень эстрадиола и преждевременную овуляцию.
На самом деле протокол с агонистами может быть не только длинным, но также супердлинным и коротким.
При хорошей десенситизации гипофиза протоколы с агонистами увеличивают риск гиперстимуляции яичников.
С точки зрения клинициста супердлинный и длинный протокол – хорошая опция для пациенток с сопутствующей гинекологической патологией.
Эндометриоз, гиперпластические процессы эндометрия, миома матки при отсутствии риска гиперстимуляции могут склонить к выбору именно длинного протокола. Согласно действующим клиническим рекомендациям, одним из условий выбора протокола с агонистами является именно отсутствие факторов риска СГЯ. Одна из мер по профилактике СГЯ и снижению числа осложнений – замена триггера овуляции, что невозможно осуществить в протоколе с агонистами. Еще одно показание – асинхронный фолликулярный рост.
Кроме нескольких вариантов прайминга перед началом короткого протокола, с целью создания оптимальных условий для начала стимуляции может быть выбран длинный протокол. Преждевременная овуляция на фоне протокола с антагонистами является показанием к выбору протокола с агонистами.
Сложно переоценить значение антагонистов в практике репродуктолога. В настоящее время более 70% всех протоколов стимуляции – протоколы с применением антагонистов.
Прежде всего, протокол с антагонистами – схема выбора для стимуляции при хорошем и избыточном овариальном резерве (АМГ более 3,6нг/мл). Для пациенток с СПКЯ протоколы с агонистами обладают крайне высоким риском развития гиперстимуляции, протокол с антагонистами существенно безопаснее. Возможность замены триггера в протоколе с антагонистом существенно снижает риск развития СГЯ. Это в настоящее время применяется настолько широко, что тяжелых форм гиперстимуляции практически не бывает или же бывают они очень редко.
Пациенткам с дефицитом массы тела и донорам ооцитов рекомендовано проведение протокола с антагонистами по этой же причине.
У пациенток с нормальным состоянием овариального резерва для первой программы ЭКО показан протокол с антагонистами.
Отдельные вопросы в практике возникают по выбору протокола для пациенток со сниженным овариальным резервом и пациенток старшего репродуктивного возраста. Здесь однозначного ответа нет. Убедительной разницы в частоте родов при сравнении исходов разных протоколов получено не было. При выборе в этой ситуации стоит ориентироваться в том числе и на наличие опыта предыдущих стимуляций, что само по себе несет достаточно ценную информацию.
О Нова Клиник:
Нова Клиник — сеть специализированных центров репродукции и генетики человека в Москве, где проводится полный комплекс диагностических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление бесплодия.
Нова Клиник успешно осуществляет свою деятельность в области экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), диагностики и лечения гинекологических и урологических заболеваний, а также ведения беременности.
Использование самого современного оборудования и материалов, применение наиболее эффективных методов выявления и терапии нарушений в репродуктивной сфере, а также персонифицированный подход гарантируют высокое качество оказываемых услуг. Более подробная информация: nova-clinic.ru
Контакты для СМИ:
Светлана Мясникова, PR-менеджер Нова Клиник
Тел.:+7 (906) 046-17-43, E-mail: s.myasnikova@nova-clinic.ru